В Крым на разведку
Этим летом крымская индустрия отдыха получила качественно нового гостя — массового российского туриста. Чтобы в дальнейшем соответствовать его запросам, в туристической инфраструктуре Крыма нужно многое изменить.
Отдых в Крыму стал своего рода проверкой местной туристической индустрии.
Проблемы, связанные со сменой «гражданства» полуострова, могли сезон провалить, однако популяризация Крыма всеми возможными способами привела к ажиотажно высокому спросу на курорт у россиян, которые раньше предпочитали отдыхать за границей. Министр курортов и туризма республики Сергей Стрельбицкий огласил данные по количеству туристов, посетивших Крым: на конец августа цифра достигла 3,216 млн туристов. Это почти на 900 тыс. больше по сравнению с тем же периодом 2014 года. Похоже, запланированные ранее 5 млн туристов до конца этого года — вполне реальная оценка, которая даже может быть и превышена. Тем не менее, если существующие на территории Крыма болезненные проблемы не будут решены в ближайшее время, то повышенный на волне патриотизма интерес к курорту может начать постепенно угасать. Речь идет прежде всего о таких проблемах, как транспортная доступность региона, работа банковского сектора, сотовой связи, уровень цен на продукты питания и проживание, а также общее снижение уровня сервиса в связи с возникшим дефицитом сезонных работников с Украины.
Смена туриста
Российские курорты принято сравнивать с бюджетными аналогами за рубежом, как правило, с Турцией и Египтом. Показатели посещаемости этих стран нашими соотечественниками кратно превышали показатели по внутреннему туризму. Сейчас, по данным Ростуризма, наблюдается спад поездок в эти страны. При этом заметно вырос спрос на российские курорты, прежде всего Крыма и Краснодарского края. «Мы не противопоставляем Крым Краснодарскому краю. На сегодняшний день Крым выигрывает климатом, Краснодарский край — инфраструктурой. Мы считаем, что это единый туристский кластер, поэтому транспортная связь между Крымом и Краснодарским краем должна быть более тесной», — говорит Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм).
Девальвация рубля ограничила возможность россиян отдыхать за границей, поэтому после воссоединения с Россией Крым оказался в глазах многих туристов привлекательным. Для одних посещение курорта стало своеобразной разведкой. Другие, оказавшиеся по политическим причинам невыездными, поехали в Крым от безысходности.
В итоге если раньше около 80% туристов в Крыму приходилось на граждан Украины, то сейчас в основном приезжают россияне: до воссоединения с Россией в Крым приезжало отдыхать порядка 1 млн россиян, теперь этот поток вырос фактически в три с половиной раза. Впрочем, от украинских туристов в Крыму отказываться не намерены. «Мы заинтересованы в украинских туристах, у них осталось в Крыму достаточно много собственности. Никто их в правах не ограничивал, естественно, они могут и должны пользоваться своей собственностью. Мы будем рады их видеть!» — заявил Олег Сафонов.
Если украинские туристы чаще всего предпочитали останавливаться в частном секторе без особых удобств и при этом, как правило, готовили еду сами, то российский турист, активно осваивавший ранее курорты Турции, Египта и других стран, привык к определенному сервису и пакетному предложению. В период кризиса россияне стали значительно экономить, поэтому спрос на полный туристический пакет — проживание с питанием — вырос и на российских курортах. «Российский турист выбирает те путевки, где включено питание, чтобы сэкономить. Поэтому мы ввели систему пансиона, некоторые отели — даже полного пансиона, за те же деньги. В ресторанах и кафе выручка стала снижаться, потому что российский турист не тратит больше, чем он потратил на путевку», — говорит Эрнест Омеров, генеральный директор отеля RespectHallResort & Spa.
Помимо запроса на цивилизованное размещение с питанием россияне в принципе предъявляют более высокий спрос на сервис, индивидуальный подход и экскурсионную программу, поскольку хотят посмотреть весь полуостров. «Ялта, Севастополь и Бахчисарай в этом году пользовались повышенным спросом у россиян, — рассказал экскурсовод из Ялты Александр Добровольский. — Интересно, что нынешних туристов интересует военная тематика, история Крыма, войны, произошедшие на его территории, монастыри. Раньше повышенного интереса к таким темам мы не наблюдали. Сейчас разрабатываем новые маршруты к следующему сезону. Например, в следующем году планируем делать экскурсию “Севастополь героический”. Цены на экскурсии можно считать приемлемыми: стоимость экскурсии на целый день составляет 1,5 тысячи рублей с человека».
Крым дороже Краснодарского края, но дешевле Турции
По данным Министерства курорта и туризма Республики Крым, на территории полуострова находится 770 коллективных средств размещения туристов на 55,6 тыс. мест. Как и в Краснодарском крае, наибольшим спросом пользуются трехзвездные и четырехзвездные отели. Фаворитами среди россиян в этом году стали Ялта, Феодосия и Евпатория. В Крыму представлен весь спектр предложений по проживанию: есть частные квартиры, где попросят в среднем 1,5 тыс. рублей в сутки, мини-гостиницы, где за недельный тур с полным пансионом на двоих гость может заплатить 35–45 тыс. рублей. Недельное размещение в трехзвездной гостинице с полным пансионом на двоих стоит 50–60 тыс. рублей (тур в аналогичные отели Краснодарского края обойдется дешевле — порядка 45 тыс. рублей.
Некоторые крымские отели уже уловили специфику нового российского спроса и пытаются предлагать гостям эксклюзивные услуги и предложения. Например, «Вилла Елена» предлагает услугу «номер без телевизора». «Это связано с политической ситуацией, информационной войной, которая передается преимущественно через телевидение. Сейчас эта услуга пользуется спросом. В таких номерах мы на полках расставляем классическую литературу и ставим табличку, которая гласит, что читающие люди всегда победят тех, кто смотрит телевизор», — говорит Алексей Волошин. Другая новинка связана с ориентацией на местную атмосферу и климат. «В Крыму очень чистый воздух, и спится здесь очень хорошо. Поэтому в номерах мы сделали акцент на подушках: в каждом номере стоит небольшая коробка с коллекцией мини-подушек девяти разных видов, например антиаллергенная, силиконовая, с конским волосом, с вишневыми косточками, с крымскими травами, лавандовая, более твердая, более мягкая. На кровати лежит классическая подушка, но наши гости могут выбрать что-то другое на свой вкус. На эту фишку гости обязательно обращают внимание, а нам услуга обошлась совсем недорого. Еще у нас есть меню средств для ванн — десять—пятнадцать разных видов: с молоком, с шалфеем, с крымскими бомбами и маслами для ванн», — рассказал г-н Волошин.
Проблем пока хватает
Несмотря на позитивную динамику посещений Крыма у региона есть ряд важных для туристов проблем, которые в будущем могут этот спрос уменьшить. Главная проблема — транспортная доступность. Справедливости ради отметим, что по сравнению с прошлым летом в этом году есть улучшения. Все возможные способы добраться в Крым в прошлом году вызывали негативные оценки у туристов: количество рейсов было ограничено, аэропорт физически не мог принять всех отдыхающих, на переправе — огромные очереди. За год эти проблемы были отчасти решены за счет увеличения числа рейсов, модернизации аэропорта, создания электронной очереди. Но принципиально ситуация с транспортной доступностью изменится лишь тогда, когда будет построен Керченский мост, то есть в 2018 году. «В этом году на Керченской переправе сделана электронная очередь, большие асфальтированные стоянки, есть места, где можно перекусить, есть и небольшие гостиницы. Все достаточно комфортно и цивилизованно», — рассказал «Эксперту» Олег Сафонов.
Туристу, купившему единый билет, проще, потому что он не теряет времени на поиск и покупку билетов на автобус до Керчи и билетов на паром. Единый билет — это три в одном: билет на автобус, на паром и на поезд. Например, стоимость единого билета, включая перемещение на поезде, который идет 37 часов, автобус и переправу, составляла в августе 5,5 тыс. рублей в одну сторону. Стоимость билетов на поезд начинается от 2,5 тыс., но в пик сезона может дойти и до 12 тыс. рублей (купе). Минимальное время в пути на поезде — около суток, но и билеты на такие поезда ощутимо выше.
Эксперты отмечают, что существующие транспортные коридоры — авиасообщение, железнодорожный транспорт и автомобильные перевозки — перевозят лишь 20% туристов из всего потока, который может принять Крым.
Не всем сейчас доступны и авиаперелеты, особенно если речь идет о поездке семьей. Летом стоимость билетов в Крым составляла в среднем от 6 тыс. рублей на человека в одну сторону, а в августе — от 15 тыс. рублей. В августе самый бюджетный билет Симферополь—Москва стоил 13–14 тыс. рублей, но это рейс с пересадкой в Ростове-на-Дону и с общим временем полета 17 часов вместо трех. Впрочем, попадались и бюджетные билеты на прямой рейс, в основном от «Аэрофлота». Стоимость одного билета составляла 4,5–5,5 тыс. рублей в одну сторону, однако купить билеты по одной цене сразу в две стороны было невозможно.Чтобы из Симферополя добраться, например, в Ялту, потребуется в среднем часа два (на троллейбусе — два с половиной часа, на автобусе — приблизительно два, на маршрутке и такси — около полутора часов).
Другая проблема, которая проявилась в этом году, — рост цен на потребительские товары, прежде всего на продукты питания. «Для российского туриста Крым был очень привлекателен, потому что было дешево, и русский турист, приехав с рублем, чувствовал себя очень комфортно, все было доступно. Сегодня ситуация поменялась: Крым стал дорогим, он стал частью российской экономики, у нас очень сильно выросли цены», — говорит Эрнест Омеров (RespectHallResort & Spa).
Немаловажная проблема туриндустрии Крыма — дефицит профессиональных кадров. Отток граждан Украины с рынка труда Крыма (большинство сезонных работников приезжали в высокий сезон с Украины) отразился и на уровне сервиса. Теперь гостиничный и ресторанный секторы столкнулись с острой нехваткой рабочей силы и отсутствием квалифицированных работников среди местного населения, которые и в лучшие времена составляли незначительную часть рабочих в сфере услуг. Для тех, кто все-таки приехал работать, еще одной преградой стало введение патента, который в рамках российского законодательства должен быть выдан иностранным работникам для легальной деятельности. Патент на работу может оформляться от двух до шести месяцев. «Это отразилось на сфере обслуживания — не хватает линейного персонала, начиная с горничных и заканчивая хорошим поваром», — говорит Эрнест Омеров. Одним из возможных решений проблемы могут стать тренинги для нового персонала, как это принято в туристическом бизнесе.
Еще одна серьезная проблема — только наличная форма расчетов в связи с отсутствием в Крыму филиалов российских банков и международных платежных систем. Сейчас на полуострове Крым функционирует 12 местных банков, которые не работают с самыми востребованными среди россиян международными платежными системами Visa и MasterCard. Единственный вариант обналичивания денег предложен держателям карт Сбербанка: они смогут воспользоваться офисами и банкоматами, которые работают с картами российской платежной системы ПРО100, но их на территории полуострова единицы.
По сообщению пресс-службы ЦБ России, для осуществления кредитными организациями перевода денежных средств с использованием международных платежных карт Национальная система платежных карт разработала технологию, позволяющую обслуживать карты международных платежных систем на территории Республики Крым. Решение о готовности использовать эту возможность кредитные организации принимают самостоятельно. Видимо, пока не приняли.
Высококлассные отели и апартаменты занимают небольшую долю на рынке недвижимости Крыма zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzkrim2.jpg
Высококлассные отели и апартаменты занимают небольшую долю на рынке недвижимости Крыма
Не менее значима для туристов не налаженная пока должным образом сотовая связь. Единственный официальный сотовый оператор, осуществляющий свою деятельность на территории Крыма, — местный Winmobile, который работает уже год и предлагает связь в формате 2G и 3G. На полуострове продают сим-карты «МТС Краснодарский край» — есть всего один тариф на не вполне понятных для пользователя условиях: к тарифу прилагаются различные тестовые услуги, которые без согласия на то пользователей автоматически пролонгируются на платной основе. Единственный возможный вариант избежать бесполезных трат — отключить услуги в личном кабинете на сайте компании сразу после приобретения карты (и часто туристы не догадываются это сделать). Кроме того, карты распространяются в уличных сетевых точках, которые, судя по всему, никем не контролируются: цены на сим-карты от месяца к месяцу, от точки к точке разнятся. Официально МТС в Крыму не представлен. «У МТС нет базовых станций на полуострове, оператор не работает в Крыму, — прокомментировал пресс-секретарь группы МТС, руководитель федеральной пресс-службы Дмитрий Солодовников. — Любой ритейлер может продавать сим-карты любого оператора в Крыму, это не запрещено».
Другие крупные российские операторы на территории Крыма пока представлены не будут: по словам пресс-секретаря «Вымпелкома» Анны Айбашевой, сотовый оператор «Билайн» не представлен на полуострове и «не планирует вести в Крыму операционную деятельность». «Мегафон» отказался от комментариев, опасаясь прогнозов на длительную перспективу. Тем не менее все три крупных российских оператора — МТС, «Билайн» и «Мегафон» — обслуживают своих клиентов на территории Крыма по роумингу.
В ожидании новых проектов
Если обратиться к Программе социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года, становится понятной значимость нового региона для России: «Общий объем финансирования программы на 2015–2020 годы — 708,05 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 679,66 млрд, за счет средств внебюджетных источников — 28,39 млрд рублей», — говорится в документе. Речь идет о финансировании «энергетического комплекса, инженерной инфраструктуры и водообеспечения, транспортного комплекса, социальной сферы, комплекса связи и массовых коммуникаций, а также формирования промышленного комплекса и туристско-рекреационных кластеров». На фоне проблемы инфраструктуры и водообеспечения по степени значимость туризм уходит на второй план, но это не значит, что его не планируют развивать. После включения полуострова в состав России Крым был объявлен свободной экономической зоной (СЭЗ) до 2040 года с правом продления, а инвестиционные проекты его участников получили серьезные преференции и налоговые льготы. Самые значимые — отсутствие налога на имущество сроком на десять лет, в первые три года деятельности максимальная ставка налога на прибыль составляет всего 2%, а с 2015-го по 2016 год налоговая ставка при упрощенной системе налогообложения и вовсе равняется 0%, правда, через пять лет она составит 4%. Кроме того, участникам СЭЗ предоставляется ряд льгот в сфере страховых отчислений — в течение десяти лет страховые взносы с зарплат будут отчисляться по ставке 7,6%.
Основное развитие бизнеса в Крыму выстраивается вокруг его курортной направленности: сферы услуг и развлечений, многочисленных санаториев и курортов. Все, кто решит вкладываться в эти сферы, станут участниками СЭЗ. Сегодня в Крыму на стадии реализации находится ряд крупных проектов, некоторые из них были завершены в этом году. Так, Сбербанк в прошлом году завершил строительство отеля «Мрия». В этот проект он вложил около 200 млн долларов. В реновацию «Артека» вложено 15 млрд рублей. «В прошлом году я посетил “Артек” — это было жалкое зрелище, лагерь был очень запущен. Сейчас это шикарный международный детский центр», — рассказал Олег Сафонов.
По данным Министерства курортов и туризма Республики Крым, за этот год было рассмотрено около 116 проектов, 19 проектов на общую сумму 13,2 млрд рублей одобрено. «Есть интересные проекты, но они только появляются. Связано это с объективными сложностями: Крым только вошел в состав России, и очень важно адекватное понимание прав собственности на те или иные участки, реестр собственности, потому что, насколько я знаю, украинские власти отказались его предоставлять. Это большая работа. Для инвестора ведь очень важно понимать, что он работает с надлежащим собственником. Но эта работа активно идет», —сказал «Эксперту» первый заместитель главы администрации Ялты Сергей Брайко.
«Эксперт» №38 (957)